Методы развития памяти учащихся

Рассмотрим проблему развития памяти, то есть те типичные изменения, которые в ней происходят по мере социализации индивида. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям.

Во-вторых, непосредственное запоминание превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве превращается в произвольное [22,59]. В развитии памяти можно выделить две генетические линии: Существенный вклад в понимание филогенетического развития внес Л.

Он считал, что совершенствование памяти человека в филогенезе шло главным образом по линии улучшения средств запоминания и изменения связей мнемической функции с другими психическими процессами и состояниями человека. Благодаря различным формам речи-устной, письменной, внешней, внутренней - человек оказался способным подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания, управлять процессом сохранения и воспроизведения информации [7,77].

Память представляет такую сферу деятельности, в которой легче всего оценить продуктивность. Память подобно любым другим задаткам, развивается одним путем - упражнения. Поэтому, не правы те, кто жалуется на слабость памяти, стремятся не очень то ее обременять. Их нужно постоянно тренировать, ежедневно выделяя для этого час или 20 минут. Выделены следующие приемы и методы, содействующие осмысленному пониманию и запоминанию текстов: Специальные исследования непосредственного и опосредованного запоминания в младшем школьном возрасте провел А.

Он экспериментально показал, как один мнемический процесс - непосредственное запоминание - с возрастом постепенно замещается другим, опосредованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов - средств запоминания и воспроизведения материала. Само развитие стимулов - средств для запоминания подчиняются следующим закономерностям: В последние годы все больше получает распространение групповой тренинг познавательных процессов мышления, воображения и памяти.

Попробуем сформулировать на основе изложенного здесь материала некоторые практические рекомендации по улучшению памяти:. То, что мы можем выразить словами обычно запоминается лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух.

Чем больше мы думаем над материалом, тем активнее стараемся представить его зрительно, тем легче прочнее он запоминается. Если предметом запоминания является текст, то наличие заранее продуманных к нему вопросов, ответы на которые могут быть найдены в процессе чтения, способствуют его лучшему запоминанию.

В этом случае текст в памяти храниться дольше и точнее воспроизводиться, чем тогда, когда вопросы к нему ставятся уже после прочтения. Если двум группам детей предложить запомнить одинаковый список слов, которые можно сгруппировать по смыслу, и если, кроме этого, обе группы детей снабдить разными обобщающими словами - стимулами, с помощью которых можно облегчить припоминание, то окажется, что каждая из них в состоянии будет вспомнить больше именно тех слов, которые связаны с предложенными ей словами - стимулами.

Чем богаче и разнообразнее стимулы - средства, которыми дети располагают для запоминания, чем более они просты и доступны для них в нужный момент времени, тем лучше произвольное припоминание.

Два факта, кроме того, повышают вероятность успешного припоминания: Чем больше умственных усилий дети прилагают к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она потом припоминается.

Вы точно человек?

Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его запоминание, те любые приемы, позволяющие улучшить внимание, могут оказаться полезными для запоминания. На этом, в частности, базируется один из способов улучшения запоминания младшими школьниками учебного материала, который стараются сделать таким, чтобы он вызвал к себе непроизвольный интерес со стороны учащихся, привлекал их внимание.

На воспоминание материала влияют и связанные с ним эмоции. О ситуациях, оставивший в памяти яркий, эмоциональный след, люди думают больше, чем об эмоционально - нейтральных событиях. Связанные с ним впечатления лучше организуются в памяти. Положительные эмоции, как правило, способствуют запоминанию, а отрицательные препятствуют. Эмоциональное состояние, сопровождающее процесс запоминания, являются частью запечатленной в памяти ситуации, поэтому, когда они воспроизводятся, то по ассоциации с ними восстанавливается в представлениях и вся ситуация, припоминание облегчается.

Опытным путем было доказано, что если в момент запоминания человек находился в приподнятом или подавленном настроении, то искусственное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния при припоминании улучшает память. Ребенка учат быстро обнаруживать в тексте наиболее важное и воспринимать главным образом это, сознательно пропуская все остальное.

Привычка к осмыслению восприятия материала также связана с улучшением памяти. Особенно большую пользу в совершенствовании памяти учащихся оказывают упражнения и задания по пониманию различных текстов, составлению к ним планов. Использование записей, составление схем различных объектов с целью их запоминания, создание определенной обстановки - все это примеры употребления различных мнемотехнических средств. Их выбор обусловлен индивидуальными особенностями и личными возможностями ребенка.

В настоящее время разработано и на практике используется не малое количество разнообразных систем и методов практического влияния на память младшего школьника с целью его улучшения. Одни из этих методов основаны на регуляции внимания, другие предлагают усовершенствование восприятия материала, третьи базируются на упражняемости воображения, четвертые - на развитие у ребенка способности структурировать материал, пятое - на приобретение и активном использовании процессов запоминания и воспроизведения специальных мнемотехнических средств, приемов и действий.

Рассмотрим некоторые конкретные приемы улучшения памяти, которыми мог бы воспользоваться любой ребенок независимо от того, как развиты у него отдельные психические функции и способности, чтобы что-либо запомнить быстро и надолго, рекомендуется в отношении материала выполнить следующую последовательность действий:.

Мысленно связать запоминаемое с каким-либо хорошо известным и легко представляемым в воображении предметом. Этот предмет далее связать с каким - либо другим, который окажется под рукой именно тогда, когда нужно вспомнить запоминаемое. Оба предмета соединить в воображении каким-либо причудливым образом в единый фантастический предмет.

Данных три действия достаточно, чтобы в нужный момент времени вспомнить запоминаемое, причем благодаря описанным выше действиям, она сразу же переводиться из кратковременной памяти в долговременную и остается там надолго. Применение в процессе обучения английскому языку различных методов и приемов, способствует развитию памяти младших школьников.

Метод - способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач. В процессе обучения английскому языку младших школьников, для развития памяти на уроке можно использовать словесные методы , которые подразделяются на следующие виды: Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Слово активизирует память, воображение, чувства учащихся [18,56].

Рассмотрим словесные методы, способствующие развитию памяти младших школьников. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения.

Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность. К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований:. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение это монологическая форма изложения.

К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни. Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.

Беседа диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед. В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.

Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной.

Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику индивидуальная беседа или учащимися всего класса фронтальная беседа. Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников. Особенно полезно организовывать собеседование в старших классах, когда ученики проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать свое мнение по тем или иным темам, поставленным учителем на обсуждение.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу. Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа.

Работа с учебником и книгой важнейший метод обучения.

Упражнения для развития памяти младших школьников

В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Конспектирование ведется от первого от себя или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.

Обязательно указываются выходные данные автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница. Справки бывают статические, биографические, терминологические, географические. Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов обучения. Эти методы представляются наиболее эффективными так как с развитием словесной увеличивается продуктивность запоминания при опоре на слова. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения.

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных.

Внедрение новых технических средств в учебный процесс телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров расширяет возможности наглядных методов обучения. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Из этих методов для развития памяти на уроках английского языка может применяться лишь метод упражнения. Под упражнениями понимают повторное многократное выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества.

Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Устные упражнения способствуют развитию памяти, логического мышления, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей. Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение на уроке английского языка словесных методов таких как: Высокая продуктивность запоминания наблюдается в тех случаях, когда оно включается в деятельность, требующую интеллектуальной активности.

Тема: Развитие памяти учащихся

Поэтому лучше запоминается то, что связанно с самостоятельными поисками решения, преодолением затруднений - например, в проблемном обучении.

Менее успешно младшие школьники запоминают материал, данный им в готовом виде. Для лучшего запоминания используются специальные методы и приемы, они эффективны тогда, когда они подходят ребенку, адаптированы для него или придуманы, исходя из сложившегося жизненного опыта или знакомства с данными о психологии памяти.

Перейти к загрузке файла. Главная Педагогика Развитие памяти младших школьников на уроках английского языка. Во-первых, мнемическая память постепенно дополняется и замещается логической. Вопрос о приемах и методах запоминания был поставлен Л. Попробуем сформулировать на основе изложенного здесь материала некоторые практические рекомендации по улучшению памяти: Рассмотрим некоторые конкретные приемы улучшения памяти, которыми мог бы воспользоваться любой ребенок независимо от того, как развиты у него отдельные психические функции и способности, чтобы что-либо запомнить быстро и надолго, рекомендуется в отношении материала выполнить следующую последовательность действий: Мысленно представить себе как будет выглядеть этот предмет.

К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований: Использование метода объяснения требует: В целом, метод беседы имеет следующее преимущество: При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий: При выполнении упражнений учащиеся совершают умственную и практическую работу. По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют: